О заводе

На сегодняшний день Тюменский аккумуляторный завод является крупнейшим российским производителем тяговых аккумуляторов для складской техники. Аккумуляторные батареи тюменского завода является высокотехнологичными, отличаются своей энергоёмкостью и надёжностью. АКБ поставляются не только по территории России, но и за рубеж.

Создание завода

История аккумуляторного завода Тюмени необычна тем, что свою деятельность он начал в первый год Великой Отечественной войны. 9 октября 1941 года тремя Приказами под грифом «совершенно секретно» было утверждено строительство дублера Подольского аккумуляторного завода в Тюмени. Тогда только это предприятие производило батареи. Сохранить его требовалось любой ценой, потому завод перенесли далеко от эпицентра боевых действий.

Военные годы

Реализация плана по эвакуации началась еще 9 сентября 1941 года. Через месяц первые партии оборудования загрузили в вагоны, а 16 октября предприятие Подольска остановилось полностью. В конце месяца 114 вагонов с имуществом двинулись в Тюмень.

Путь состава занял почти месяц. Первую очередь на железной дороге предоставляли поездам, везущим людей, боевую технику, провиант для фронта. Только после 20 ноября вагоны прибыли в город.

Суровое испытание на пути завода к восстановлению подкинула погода. 22 ноября термометр на тюменской станции показывал -53 градуса. Более полусотни человек несколько дней вручную грузили оборудование из вагонов в сани и перетаскивали их в отведенные помещения. Разместить предприятие было решено на ул. Луначарского, 19, на территории бывшей гвоздильной мастерской.

Из воспоминаний ветерана завода Тихона Савинова известно, что помещения не были приспособлены для нового завода. Работникам пришлось на три метра углубить пол, а также проложить канализационную трубу. Всё это зимой, в лютые морозы. Каждые 10 метров по мере выкапывания траншеи они разводили костры, чтобы размягчить грунт и сразу взяться за лопаты.

Круглосуточно, без отдыха трудились все — рядовые работники, парторг, мастера, директор завода, его заместители. Мужчинам требовалось за сутки вырыть два куба земли, женщинам — один. Норма выполнялась, и результат впечатлил. Если после войны новый Тюменский аккумуляторный завод вводился в эксплуатацию несколько месяцев, то в 1941-1942 гг. его возвели за два месяца.

Коллектив состоял в основном из женщин, которым пришлось осваивать мужские профессии, и подростков 14-16 лет. Несмотря на отсутствие квалификации, рабочие ударно провели зиму. Представитель Наркомата обороны еще до прихода весны принял первые 4000 аккумуляторов, что намного превысило правительственное предписание.

Самоотверженность работников сыграла важную роль в будущей жизни завода. Когда наступление немцев удалось остановить, часть мощностей была отправлена обратно в Москву. Тюменское же подразделение продолжило работу, но, согласно постановлениям, лишь временно.

Наркомат среднего машиностроения выделил на поддержку производства 350 тысяч рублей, что было ниже запрошенных средств в шесть раз. На эти деньги удалось проложить высоковольтную линию, канализацию, систему водоотведения, отремонтировать помещения для производства электротехники. Не были решены проблемы с вентиляцией и спецодеждой. Однако «глаза боялись, а руки делали», как вспоминал Савинов.

В 1942-1944 годах для сохранения работоспособности завода инженеры приняли ряд неожиданных решений, что было продиктовано нехваткой средств. Например, вместо цементных полов были настелены деревянные, а авиационное масло, которого всегда не хватало, заменили на машинное. Сотрудники лаборатории изобрели способ обработки механизмов, позволивший на 50% повысить срок их службы. Из доклада 1945 года следует, что сотрудники научились получать водород посредством электролиза, что сэкономило более 100 тонн серной кислоты и улучшило условия работы. За счет этого батареи служили на 15-20% дольше, чем то предписывал ГОСТ.

Многие работники перевыполняли месячный план на 50-200%. После войны 411 человек были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», и заслуженно. К маю 1945 предприятие изготовило 500 000 аккумуляторов. Война стала нелегким испытанием для тюменцев, и они прошли его с достоинством.

После 1945 года

На момент окончания войны на заводе работало 459 человек. Во второй половине XX века предприятие начало строить жилье для сотрудников. После частичного восстановления экономики завод стал получать краткосрочные ссуды, которые использовал для модернизации производства. До 1960 года удалось:

  • обновить часть оборудования
  • создать конструкторское бюро
  • усилить механический и строительный цеха
  • построить в городе клуб, столовую, детский сад

Новые помещения для завода начали возводить после 1960 года. Стройка заняла 10 лет; в декабре 1971 года производственные мощности были введены в эксплуатацию. Тогда выпускалось лишь четыре вида аккумуляторов. Ближайшие 15 лет завод успешно развивался — производились новые изделия, совершенствовались технологии изготовления батарей. Однако со временем рынок перестал удовлетворяться ассортиментом.

В 1987 году стартовал очередной этап жизни Тюменского завода. Предприятия, выпускающие аналогичную продукцию, простаивали из-за начавшихся в стране инфляционных процессов. Чтобы удержаться на плаву, руководство решило:

  • расширить ассортимент продукции
  • увеличить объемы производства батарей
  • создавать комплектующие для АКБ собственными силами

Со временем для оптимизации процессов на предприятии возникли подразделения по сбору вторсырья, участок для переработки лома, выпуска свинцового и кальциевого сплава, рекуперации полипропилена.

Наше время

С 1987 по 2012 год номенклатура расширилась с четырех до почти двух сотен типов АКБ. Среди них:
  • 64 типа батарей для колесной и тяжелой гусеничной техники
  • 4 вида АКБ для мотоциклов
  • 3 вида аккумуляторов для ж/д транспорта
  • 6 типов стационарных батарей для электростанций
  • более 80 видов АКБ для электрической напольной техники

Сегодня система менеджмента качества Тюменского аккумуляторного завода отвечает требованиям стандарта ГОСТ  ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008). Предприятие состоит из двух подразделений, одно из которых выпускает автомобильные батареи, другое - индустриальные. Продукция завода известна под маркой Tyumen Battery. В России она является одной из самых востребованных, поскольку полностью удовлетворяет потребности промышленных предприятий и частных лиц.

  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • Пн-пт с 9:00 до 18:00
  • ООО "Электрокомпоненты"
Живая сила Cибири и непревзойденная мощь
по доступной цене!